Система нематериального стимулирования

Система нематериального стимулированияСистема нематериального стимулирования включает комплекс мер нематериального характера, который оказывает влияние на эффективность работы сотрудников и включает их в процесс реализации целей организации.

Что такое нематериальное мотивирование

Нематериальное стимулирование – не значит, что организация не тратит средств на стимулирование сотрудников. Сотрудник в качестве вознаграждения получает не деньги, а различные блага: дополнительные услуги, награды, похвалу, неденежные бонусы и т. д.

Систему нематериального стимулирования разрабатывают в каждой организации индивидуально в зависимости от специфики ее деятельности, кадровой политики, стиля управления, корпоративных ценностей и главное – потребностей сотрудников.

Внимание: cистема нематериальной мотивации не может быть эффективной, если у сотрудников не удовлетворены базовые потребности в стабильном справедливом доходе.

Поэтому для спешной мотивации сотрудников используйте комплексный подход: материальный и нематериальный.

Подробнее см. Как мотивировать сотрудников.

Как оформить Положении о нематериальном стимулировании

Зафиксируйте цели мотивации, инструменты нематериальной мотивации, правила их использования и бюджетирования, список ответственных за мотивацию, а также требования к ним в документе – Положении о нематериальном стимулировании.

Положение о нематериальном стимулировании оформляется в произвольном виде.

Какие различают группы стимулов по форме и видам затрат

По форме и видам затрат инструменты нематериального стимулирования делят на три группы:

  • не требующие инвестиций: внимание, комплименты, благодарность и т. д.;
  • требующие инвестиций и распределяемые адресно: подарки, индивидуальные страховки, кредитование сотрудников и т. д.;
  • требующие инвестиций и распределяемые безадресно: ДМС, питание персонала, корпоративные культурно-массовые мероприятия и т. д.

Какие различают группы мотиваторов по принципу их организации

В зависимости от того, из какого источника исходит поощрение, как формируют «пакет» поощрений, кого назначают ответственным за правильное использование поощрений, какие потребности удовлетворяются при воздействии того или иного стимула, все виды нематериальных стимулов делят на три группы:

  • корпоративно-системные, например, обучение, продвижение по службе, гибкий график, свободное время и пр. Подробнее см. Как воздействовать на сотрудников корпоративно-системными стимулами ;
  • социально-психологические, например, признание, похвала, повышение уровня ответственности, благотворительность и пр. Подробнее см. Как воздействовать на сотрудников социально-психологическими стимулами ;
  • социально-бытовые, например, оплата жилья, бесплатные завтраки и обеды, добровольное медицинское страхование, оплата бытовых услуг. Подробнее см. Как воздействовать на сотрудников социально-бытовыми стимулами.

Классификацию видов нематериального стимулирования по трем группам см. в таблице.

Примеры инструментов нематериальной мотивации в кризис см. в таблице.

Ссылка на основную публикацию