Сезонность свойственна многим видам бизнеса. Активность аудитории и ее восприимчивость к маркетинговым кампаниям может меняться в зависимости от ряда факторов.
Виды сезонности
Под сезонностью понимают периодическое изменение спроса, которое зависит от разных факторов, чаще всего времени года – зима, весна, лето, осень. Также сезонность может быть связана с привычками, праздниками и деловой активностью. Однако о наличии сезонности говорят лишь в случаях, когда спады и пики в продажах наблюдаются в течение трех лет подряд, а разница на пике и спаде составляет не менее 30 процентов.
При этом в некоторые месяцы, например, в декабре и январе, предприниматель должен вести анализ недельных продаж, а не продаж в месяц, поскольку большая их часть приходится на новогодние и рождественские праздники. Тогда как в начале декабря и в конце января наблюдается спад, хотя во многом это зависит от специфики бизнеса.
Чтобы сгладить сезонный спад спроса, предприниматель может:
- откорректировать ассортимент;
- диверсифицировать бизнес;
- предложить скидки в период спада;
- указать на специальные предложения;
- объявить длительные стимулирующие акции;
- устроить ранний старт новинок.
Шаг 1. Скорректируйте ассортимент
Основной принцип – не продавайте то, что плохо продается. Сосредоточьтесь на сезонных бестселлерах. Учитывайте тот факт, что, несмотря на общий подъем продаж актуальных товаров и услуг, конкуренция также может расти. В данный период важно максимально эффективно задействовать рекламные инструменты и искать поставщиков с оптимальными ценами.
Шаг 2. Диверсифицируйте бизнес
Рассмотрите варианты дополнительных товаров и услуг, которые будут интересны покупателям в тот период, когда на основной ассортимент спрос падает. Такая тактика обеспечит более равномерную нагрузку и принесет дополнительные доходы.
Шаг 3. Предложите скидки в период спада
Не держите на складе сезонный товар, обратите его в живые деньги. Установите на товары существенные скидки, которые точно впечатлят клиента и призовут к немедленной покупке.
Шаг 4. Укажите на специальные предложения
Дополнительные бонусы при покупке товаров или услуг работают в пользу компании. Так ей удастся пережить период спада спроса.
Шаг 5. Объявите длительные стимулирующие акции
Организация маркетинговых активностей на длительный срок скорректирует нестабильные продажи. Иногда такой вариант входа в период межсезонья помогает предпринимателю пережить его практически безболезненно. Важное условие – акция должна быть интересна потенциальному покупателю.
Можно использовать акции со сложной механикой. Например, клиент, купивший товар или услугу на определенную сумму, получает купон, которым он может покрыть часть покупки в течение указанного промежутка времени. Такой подход увеличивает шансы на повторную покупку.
Шаг 6. Устройте ранний старт новинок
Период низкого спроса на товары и услуги – самое время для запуска новинок. Как правило, они привлекают внимание потребителей и прессы, особенно если выпуск сопровождается подключением программы лояльности, скидками и бонусами. Тестовая продажа позволит предпринимателю определить, насколько интересен новый продукт покупателям. При наличии ажиотажа впоследствии поднять цену не составит труда.