Любая компания или предприниматель предоставляют минимальный сопутствующий основному бизнесу сервис. Он может выражаться, например, в упаковке товаров или в общении кассиров с покупателями. Сервис такого рода является составной частью продукта, предлагаемого потребителю, и его качество должно соответствовать высоким стандартам.
Как часто необходимо анализировать качество услуг
Уровень качества сервиса необходимо отслеживать постоянно. Малейший сбой или отклонение от принятых в компании или отрасли стандартов способны повлечь за собой предсказуемые последствия:
- отток клиентов;
- падение продаж;
- появление негативного информационного фона.
Работы по анализу качества услуг
Постоянный анализ качества собственного сервиса позволяет предпринимателям и компаниям молниеносно реагировать на различные «нештатные» ситуации – претензии клиентов, факты неудовлетворительного оказания услуг, конфликты с потребителями.
Кроме того, подобная работа позволит:
- определить и оценить востребованность услуги;
- понять предпочтения и пожелания целевой аудитории;
- исправить допущенные ошибки и предотвратить негативную реакцию клиента;
- войти в прямую коммуникацию со своими контрагентами.
Как проводить анализ качества услуг
Существует несколько прикладных способов:
- прямое общение с клиентами;
- отслеживание информации в медиа, Интернете и социальных сетях;
- контроль собственного персонала;
- рассмотрение претензий юридического характера.
Почему негативная информация полезнее хвалебных отзывов.
Как правило, к предпринимателю или в компанию из разных источников стекается по большей части негативная информация о деятельности и услугах. Просто потому, что у недовольных клиентов больше стимулов для размещения отрицательных отзывов. С такими потребителями надо работать в первую очередь, и эта работа может принести неожиданный, но положительный эффект. Кроме того, недовольные клиенты достаточно охотно идут на разговор, и часто в процессе обсуждения претензии клиент становится лояльным к компании.
Важно отслеживать информацию о компании в Интернете – именно она отличается высокой степенью объективности. Из совокупности таких отзывов можно нарисовать себе реальную картину, оценив качество сервиса не только с упором на отрицательные характеристики. Чаще всего отзывы появляются на специализированных форумах и на страницах в социальных сетях. Для того чтобы обнаружить эти отзывы, достаточно регулярно проводить мониторинг интернет-пространства и оперативно реагировать на каждый негативный отзыв или претензию.
Оценка качества работы персонала, занятого в сервисном обслуживании, обычно делается с помощью ответственного персонала (старший по залу, администратор и др.) или средствами объективного контроля (аудио- и видеозапись общения менеджеров с клиентами). Дополнительными элементами оценки могут служить:
- анкетирование персонала;
- составление отчетности о проделанной работе и предстоящих задачах;
- личное (и регулярное) общение с руководством.
Не стоит забывать и про книги жалоб и предложений, где также можно встретить клиентскую оценку персоналу.
Специфика претензионной работы такова, что предпринимателю или компании предъявляются, как правило, требования, основанные на определенных обстоятельствах, подтвержденных конкретным юридически значимым образом. Основываясь на них, можно получить объективную информацию о качестве услуг и сервисе.