SWOT-анализ – удобный инструмент для определения наиболее важных направлений стратегического развития компании. Помогает выявить сильные и слабые стороны компании, благоприятные и негативные внешние факторы для бизнеса.
Таблица. Матрица SWOT-анализа
Плюсы | Минусы | Действия | |
Внутренняя среда | Сильные стороны компании (S) | Слабые стороны компании (W) | Слабые стороны – возможности (W–O) |
Перечень преимуществ компании относительно конкурентов: организационные, маркетинговые и др. преимущества.
Примеры: – квалифицированный персонал; – дополнительный сервис для клиентов; – большой опыт работы в отрасли; – возможность финансирования за счет собственных средств; – наличие сайта |
Перечень недостатков компании относительно конкурентов: организационные, маркетинговые и др. недостатки
Примеры: – отсутствие системы мотивации персонала; – оплата труда ниже средней по рынку; – отсутствие регламентов работы компании; – незнание поставщиков, слабая работа с поставщиками |
Выработка мероприятий, которые помогут преодолеть слабые стороны, чтобы в полной мере воспользоваться выявленными возможностями. Изучая каждую возможность, следует выяснить, каким слабым сторонам требуется особое внимание, чтобы обеспечить максимальное использование возможностей | |
Внешняя среда | Возможности внешней среды (O) | Угрозы внешней среды (T) | Сильные стороны – угрозы (S–T) |
Перечень факторов, которые помогут увеличить спрос, снизить уровень конкуренции.
Примеры: – строительство нового жилого комплекса в районе работы компании; – строительство бизнес-центра в районе работы компании; – государственная политика в сфере импортозамещения |
Список угроз, которые могут привести к уменьшению спроса, росту затрат, росту конкуренции.
Примеры: – угроза открытия конкурентом бизнеса рядом с организацией; – сильные конкуренты с демпингом; – рост затрат на логистику; – увеличение цен поставщиков |
Просматривая при анализе каждую угрозу, задавайте вопрос, касающийся выбора сильных сторон, которые способны оказать защиту бизнесу или минимизировать риски при наступлении угроз | |
Действия | Сильные стороны – возможности (S–O) | Слабые стороны – угрозы (W–T) | |
Разработка мероприятий, предполагающих использование сильных сторон компании, чтобы охватить каждую возможность | Разработка мероприятий, помогающих преодолеть слабые стороны бизнеса, чтобы предотвратить (минимизировать) угрозы. Просматривая каждую угрозу, задавайте вопросы: какая из слабых сторон способствует росту рисков угроз? Как преодолеть слабую сторону с целью минимизации рисков угроз? |