Ключевое условие успешного бизнеса – способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся и не отличающимся устойчивостью требованиям рынка. Решить эту задачу поможет регулярная работа над сценариями расширения бизнеса. В основе сценарного планирования лежит экспертный мониторинг технологической, социальной и экономической составляющих развития бизнеса. Анализировать нужно как внешние факторы, так и внутренние, и на основе всей этой информации разрабатывать наиболее вероятные сценарии.
Варианты расширения бизнеса
Исходя из степени трансформации внутренней и внешней среды бизнеса можно выделить следующие распространенные сценарии для его развития:
- развитие бизнеса с сохранением внутренней среды. Это линейное развитие, где основные изменения касаются увеличения оборота предприятия без существенного вмешательства в его структуру и специфику работы;
- значительная корректировка внутренней среды бизнеса без задействования внешних источников поддержки;
- активное привлечение инвестиций в бизнес, реализация инновационных бизнес-планов, проектов развития, реформирование предприятия с частичной или полной сменой его организационно-правовой структуры.
Четыре популярных стратегии развития:
- Стратегия концентрированного роста. Сюда относятся любые стратегии, основывающиеся на изменении (улучшении) свойств продукта, а также поиске возможностей для укрепления своего положения на существующем рынке (либо же переходе в новую нишу). При этом другие составляющие деятельности остаются незатронутыми. Одним из ярких примеров такой стратегии является деятельность американского гиганта Coca-Cola. Компания в начале 90-х в борьбе за российский рынок сделала рекордные инвестиции, вложившись в развитие производства на территории страны. При этом основная деятельность компании на международном рынке не претерпела изменений.
- Интегрированное вертикальное расширение. Согласно этой стратегии ключевыми факторами развития являются усиление контроля над контрагентами и образование дочерних структур, способных взять на себя выполнение многих узконаправленных функций. Классическим примером является устранение компанией посредников в производственно-сбытовом цикле, позволяющее не только увеличивать темпы сбыта продукции, но и оперативно реагировать на изменения рынка.
- Горизонтальное расширение (диверсификация). Расширение представительства компании на рынке осуществляется за счет принципиально нового продукта, по своим характеристикам сопоставимого уже производимому. Ключевой критерий успешности реализации данной стратегии – исключительная компетентность в вопросах производства нового продукта. Яркий пример – японский концерн Yamaha, начавший свой рост с производства музыкальных инструментов и затем завоевавший позиции на рынке электроники, аудиотехники и даже строительных услуг.
- Стратегия сокращения (расходов, количества подразделений, сотрудников, направлений деятельности и др.). При определенных обстоятельствах развитие бизнеса становится невозможным без точечного и хорошо спланированного сокращения. Избавившись от собственной службы доставки готовой кулинарии в пользу самовывоза, сеть ресторанного питания существенно снизила цены, сохранив лояльную аудиторию и завоевав новую, а также смогла увеличить свою долю на рынке.
Совет: часто для успешного развития бизнеса и вывода его на новый уровень необходимо сочетание нескольких стратегий: например, презентация нового продукта (стратегия горизонтального расширения) в связке с ликвидацией других малоэффективных направлений (стратегия сокращения).
Как спрогнозировать эффективность различных сценариев
Такой анализ включает в себя:
- анализ факторов внутренней и внешней среды;
- выделение ключевых критериев, наиболее сильно влияющих на развитие компании;
- построение нескольких логически обоснованных сценариев расширения фирмы, анализ и оценка наиболее вероятных из них;
- внедрение систем мониторинга реализации определенного сценария.
Сценарный метод развития бизнеса способен принести плоды в виде выхода компании на новый уровень. Если уделять достаточно времени стратегическому планированию, можно не только улучшить качество всех принимаемых решений, но и получить четкое понимание того, как поступать, если развитие компании происходит по определенному сценарию.