Рыночная ниша – это узкий сегмент рынка товаров и услуг, спрос на которые недостаточно наполнен предложениями компаний, то есть относительно свободный от конкуренции.
Чтобы выбрать такую нишу, необходимо:
- проанализировать рынок;
- оценить финансовые возможности;
- сформировать уникальное предложение;
- оценить уровень компетентности;
- провести тестирование ниши.
Шаг 1. Проанализируйте рынок
На этом этапе вы определяете количество конкурентов, их преимущества, потенциальный спрос. Провести анализ рынка можно самостоятельно: наберите в Интернете основные поисковые запросы интересующей вас тематики и посмотрите, какие компании уже работают на рынке и что они предлагают. Анализируя сайты конкурентов, обратите внимание на следующие параметры:
- ассортимент (широкий, узкий, представленные бренды);
- стоимость товаров или услуг;
- акции и специальные предложения;
- особые условия (доставка, сборка, быстрый обратный звонок, гарантии).
Сделайте несколько звонков или съездите на встречу к потенциальным конкурентам. Так вы сможете лучше понять их преимущества и недостатки.
Некоторые сегменты рынка, например, могут отличаться ограничениями (высокий порог входа, частые проверки надзорными органами, высокая конкуренция). Узнайте:
- какие ограничения есть в нише, которую вы рассматриваете?
- есть ли серьезная сезонная зависимость?
- требуется ли получать разрешения?
- какие сложности могут возникнуть в связи с этими ограничениями?
Шаг 2. Оцените финансовые возможности
Если это ваш первый опыт в бизнесе, то большими деньгами лучше не рисковать. Стоит присмотреться к сферам, которые не требуют серьезных вложений. Не менее важно понять, сколько денег вы рассчитываете заработать и сколько времени готовы уделять проекту. Первое время бизнес требует определенных вложений для продвижения, закупки оборудования или товара, аренды офиса.
Ответьте для себя на вопросы:
- сколько денег необходимо для запуска бизнеса в выбранной нише?
- достаточно ли у вас финансовых ресурсов?
При этом важно рассчитать не только сумму, необходимую для старта, но и ежемесячные затраты, которые будут необходимы в течение последующих несколько месяцев или лет, до того как ваша компания выйдет на уровень самоокупаемости и будет приносить прибыль.
Шаг 3. Сформируйте уникальное предложение
При оценке конкурентов важно обратить внимание на их уникальные предложения. В чем особенность каждого из них.
Чтобы оценить уникальность, обратите внимание на особые условия работы. Это могут быть:
- скидки;
- доставка (на дом до начала рабочего дня; круглосуточно, за пределы центра города);
- специальные подарки (при покупке от определенной суммы, за частоту покупок);
- акции (максимальная скидка в определенное число каждого месяца);
- стимулирующие мероприятия (приглашения на презентации нового продукта, организации мастер-классов, экскурсий).
Сможете ли вы предложить клиентам более выгодные или интересные условия?
Другой вариант формирования уникального предложения – проанализировать, чего не хватает клиентам в выбранном сегменте. Может быть, важна скорость доставки или круглосуточный режим работы, дополнительные услуги или шаговая доступность. Что важно для клиентов? Какие преимущества вы сможете предоставить?
Шаг 4. Оцените уровень компетентности
Заниматься бизнесом проще в той сфере, где вы хорошо ориентируетесь. Тогда вы можете оценить, чего не хватает потенциальным клиентам и с какими проблемами они сталкиваются. Но не всегда выбор падает на хорошо знакомую сферу. Тогда особенно важно оценить ваши сильные и слабые стороны.
Определите, в чем вы сильны, например:
- у вас уже есть опыт ведения бизнеса;
- вы являетесь хорошим специалистом в какой-то области;
- вы умеете продавать и привлекать новых клиентов;
- вы являетесь хорошим маркетологом.
В зависимости от ваших сильных сторон вы можете понять, чего вам не хватает для начала дела в данной рыночной нише. Совсем не обязательно делать все самому. Найдите специалистов, которые будут сильны там, где вам не хватает знаний и умений. Если вы профессиональный бухгалтер, но не умеете продавать, возьмите первым сотрудником менеджера по продажам.
Шаг 5. Проведите тестирование ниши
Возможно, порог входа в выбранной вами нише невысок. Прежде чем регистрировать юридическое лицо, арендовать офис и нанимать сотрудников, сделайте простой сайт или посадочную страницу (landing page) на бесплатном конструкторе, настройте контекстную рекламу с небольшим бюджетом, сформируйте презентацию и обзвоните потенциальных клиентов. По результатам такой работы можно сделать предварительный вывод о том, подходит ли ниша для начала ведения бизнеса.