Что такое бизнес-модель

Бизнес-модельБизнес-модель – это укрупненное описание компании, способа ее работы, получения прибыли.

Понимание бизнес-модели собственной компании и умение проанализировать модели действующих компаний способствует повышению конкурентоспособности, своевременному выявлению слабых и сильных сторон, умению видеть и реализовывать новые возможности в развитии.

Что такое бизнес-модель

Современные модели основываются на ценности, которую продукт или услуга дают клиенту, а также на том, каким образом компания может заработать на предоставлении этой ценности. Просто уникальная технология или оригинальная идея не принесут больше прибыли. Важно, как с их помощью будут решаться вышеперечисленные задачи.

Бизнес-модель в Интернете

Развитие Интернета привело к появлению новых бизнес-моделей. Используя их, с помощью минимальных вложений можно запустить небольшой бизнес, например, интернет-магазин или цикл вебинаров.

Исследователи выделяют девять основных видов бизнес-моделей в Интернете:

  • брокерская. Соединение на ресурсе компании продавцов товаров и услуг и будущих потребителей, участие в обеспечении сделки между ними, получение дохода в виде ставки или процента от сделки;
  • подписная. Предполагает получение доходов от подписки клиентов на сервисы либо размещение на сервисах компании информационного продукта клиента. Оплата характеризуется периодичностью – месяц, полгода, год и т. д.;
  • торговая. Розничная и оптовая продажа товаров и услуг. Сайты уже существующих вне Интернета компаний, а также только онлайн-компании;
  • производственная. Реализация товаров и услуг на сайте производителя путем сделок купли-продажи, предоставления лицензии на пользование;
  • рекламная. Размещение рекламной информации клиента на сервисах компании, транслирование рекламы потребителю;
  • инфопосредническая. Сбор и продажа компаниям информации о потребителях, а потребителям о продукции компаний;
  • партнерская. Предполагает получение доходов от партнерских компаний, с такой же целевой аудиторией, за посетителей, перешедших на партнерский ресурс и совершивших там определенное действие, например, скачали приложение или сделали покупку;
  • потребительская. Получение дохода за потребление клиентом продукта, имеющего количественное измерение, например количество использованной памяти, используемой информации;
  • сообщества: предоставление бесплатной площадки для сообществ, объединенных по различным интересам, получение дохода за счет продажи определенных привилегий нахождения на площадке, дополнений, обучающей информации, а также добровольных взносов.

Модель Бланка-Дорфа

Модель, предлагающая взглянуть на бизнес с позиции потребителя. В его понимании стартап – это временная форма, которая методом проб и ошибок позволяет найти нужную бизнес-модель.

Вместо бизнес-плана он предлагает разрабатывать именно бизнес-модель, основанную на нескольких составляющих: клиенты, продукт, доход, ресурсы, партнеры. Эффективная модель состоит из следующих разделов:

1. Клиенты:

  • Кто наш клиент?
  • Что мы предлагаем?
  • Как удерживаем клиента?

2. Продукт:

  • Каналы сбыта продукции?

3. Доходы:

  • Каким образом хотим разбогатеть?
  • За счет чего планируется получение прибыли?

4. Ресурсы:

  • Что необходимо для достижения поставленных целей?
  • Местонахождение ресурсов?
  • Способы получения ресурсов?

5. Партнеры:

  • Кто может стать партнером?
  • Способы привлечения?

Модель Остервальдера

Александр Остервальдер представил бизнес-модель в форме схемы, по которой функционирует компания. Шаблон модели состоит из девяти пунктов, объединенных в несколько блоков. В ее основе – ценность, которую предоставляет компания своим клиентам.

1. Блок «Инфраструктура». К нему относятся:

  • процессы, в результате которых создается ценность;
  • ресурсы, обеспечивающие создание ценности (человеческие, материальные, финансовые и т. д.)
  • партнеры, взаимодействие с которыми влияет на процесс создания цепочки ценности.

2. Блок «Предложение»:

  • товар или услуга, которые предлагает компания.

Обязательным условием является выявление конкурентных преимуществ и подробное описание ценности для клиента, которые предоставляют данные товар или услуга.

3. Блок «Клиенты». Сюда включают:

  • клиенты – кто использует продукты и/или услуги компании, их потребности и особенности;
  • каналы сбыта – способ поставки товаров и услуг, удовлетворяющий заданным со стороны клиента требованиям.

4. Блок «Взаимоотношения». В нем прописывается то, как будут строиться отношения с клиентом, это может быть система самообслуживания, совместная работа с клиентом, предоставление персонального обслуживания и т. д.

5. Блок «Финансы». В нем детально анализируются финансовые потоки компании, структуры затрат и источники прибыли.

Модель Э. Маурья

Схожа с моделью Остервальдера. Отличие заключается в основном направлении, на которое акцентируется внимание. В каждом пункте модели Остервальдера все внимание направлено на клиента. Центральную часть модели Маурьи занимает непосредственно бизнесмен и прибыль.

Еще одно отличие – в нахождении особенности бизнеса или компании, которую невозможно было бы скопировать (технология, особенности построения бизнес- процессов, форма общения с клиентами).

Ссылка на основную публикацию