Преамбула
Этой заметкой я бы хотел открыть раздел вопросов читателей, которые приходят к нам через обратную связь.
Считаю, что обратная связь — важное звено между авторами и читателями, поэтому этому стоит уделять время и силы.
Именно поэтому — можете смело писать в наши контакты ваши любые вопросы — будем стараться отвечать по мере возможности.
Вопросы можно задать каждому из наших авторов персонально или для всех в целом, если интересует мнение каждого.
Что же касается сегодняшнего выпуска, то открывать рубрику призван довольно интересный вопрос от Динара Мухаметшина (надеюсь верно написал фамилию?):
Доброе время суток, Станислав!
В вашем блоге я Вам задавал вопрос по поводу тематических фриланс-ресурсах
Вы описали 6 ключевых моментов, которых не хватает новым фриланс-ресурсам.
Собственно если мы возмем ресурс — proz.com, то мы увидим, что понятие «Дизайн» и «Юзабили» напрочь отсувтсвует у данного ресурса, но это не мешает ему быть достаточно популярным (возможно ввиду своей мультиязычности).
Но меня больше заинтересовал 4 пункт «Понимание потребностей рынка».
Возможно вы заметили что сейчас на free-lance.ru и weblancer.net в связи с кризисом стало больше мошенников и различных махинаций, а также достаточно заниженный бюджет. Это все ведет к тому, что набирается критическая масса пользователей, который изрядно портят «пристиж» ресурса, и это впринципе может привести к тому, что заказчики потеряют доверие к данному ресурсу (если почти каждая 5 тема в блоге и на форуме начинается с «Кидалово, кинули, и т.д.»).
Но больше всего конечно интересует вопрос: «Что должна сделать новая биржа, чтобы заказчики пришли на новый ресурс?»
Спасибо, что уделили время.
Вопрос довольно не простой, Динар. Но попробую на него ответить, как, впрочем, и на все письмо
Начнем с proz.com. Данная биржа выделяется уникальностью и, насколько мне известно, отсутствием аналогов в данной области. Это полностью узкоспециализированная биржа фрилансеров-переводчиков, на которой уже есть «критическая масса» фрилансеров и заказчиков, когда слово «дизайн» отходит на второй план — главное, чтобы он не раздражал и не мешал в работе.
Тоесть у этой биржи первично — идея, потребности рынка и функционал. А так, как свое становление биржа начинала почти наверняка без ощутимой конкуренции, то завоевывать рынок ей не особо требовалось, поэтому дизайн не есть первичным.
В своей заметке я писал не об узкоспециализированных биржах, а про выход на рынок бирж, где уже есть мощные конкуренты, которые пользуются доверием. В такой ситуации важно все — ведь пользователи будут сравнивать на уровне даже подсознания. Все познается в сравнении, как известно.
Если у биржи будет чем выделиться — это запомниться. А если таких вещей будет несколько и существенных — это дает возможность «миграции» пользовательской аудитории с других ресурсов.
Мое мнение состоит в том, что для того, чтобы не быть затоптаным на рынке, уже довольно занятом, нужно выделяться. Делать лучше то, что уже есть у конкурентов, только тогда возможен успех.
Насчет мошенников на биржах и т.д. Действительно, сейчас очень актуальным стает защита от разного рода мошенников и низких бюджетов. Однако, если против мошенников можно применить сервисы безопасных сделок, предоплату и т.д, то против заниженных бюджетов — универсального средства нет.
Если у вас есть идея как это сделать — тогда у вас уже есть козырь при открытии новой биржи. Но этот козырь должен быть действительно проверенным и надежным. Так, как рынок действительно сейчас нуждается в актуальной защите от понижения (очень часто необоснованного) бюджетов.
И теперь мы плавно подошли к главному вопросу — «то должна сделать новая биржа, чтобы заказчики пришли на новый ресурс?». В сложившейся ситуации на рынке, когда он уже просто-напросто забит разнообразными биржами, где есть признанные лидеры и есть аутсайдеры — довольно тяжело «вскочить на коня на бегу». Однако, способы есть, как на меня. Тут должна сработать совокупность факторов:
- Фишки, выгодно отличающие биржу на фоне конкурентов. Например те же самые гарантии или эффективная борьба с заниженными бюджетами
- Лояльная администрация, оперативно решающая проблемы и вопросы
- Обширная реклама в местах, где есть эти самые заказчики. Кроме этого я бы сделал «ход конем» — провел консультации с ведущими компаниями по привлечению фрилансеров с биржи, что само собой уже подняло бы интерес фрилансеров к бирже
Пункт рекламы — самый затратный. Но без нее ничего не получиться, как на меня. Много новых бирж было запущено за последние 3–4 года и без хорошего пиара ни одна в СНГ не смогла занять свою нишу на рынке. Поэтому, по важности, я бы поставил п.1 на первое место после того, как ресурс будет готов, оттестирован со всеми «фишками» и т.д. Продвижение биржи должно начинаться после того, как все работы по разработке — закончены! Тогда эффект будет сильнее.
Надеюсь я ответил довольно обширно на заданные вопросы.
Спасибо за интересное письмо и вопросы, Динар!