Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техникиНалоговые инспекции контролируют работу с ККТ. В частности, они проверяют, соблюдает ли организация или предприниматель:

  • требования к ККТ;
  • порядок регистрации ККТ;
  • порядок применения ККТ.

Проверка применения контрольно-кассовой техники

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Важно: регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 132н, планируют отменить. Вместо него разработают новый порядок контроля ККТ в соответствии с положениями Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ в новой редакции.

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать не только с МВД России, но и с ФСБ России (п. 5 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ).

Что проверяет инспектор

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:

  • проводят мониторинг расчетов с применением ККТ;
  • наблюдают за применением ККТ;
  • проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств;
  • проверяют деятельность операторов фискальных данных;
  • проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки;
  • запрашивают пояснения и справки, в том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ – день его размещения;
  • получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Количество проверок

Ситуация: могут ли налоговые инспекции проводить проверки правильности применения ККТ в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год?

Да, могут.

При планировании проверок полноты учета выручки налоговые инспекторы применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 № 197.

Если организация или предприниматель в высокой группе риска, то ИФНС может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 № АС-4-2/15195.

Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ и фискальные накопители включены в реестры

Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ведет ФНС России (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены статьей 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Актуальный реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ФНС России размещает на сайте www.nalog.ru.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 № 2).

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Обжалование постановления о правонарушении

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Ссылка на основную публикацию