Малые и средние предприятия имеют как преимущества, так и недостатки, которые отличают их от крупных. К преимуществам относятся:
- финансовая поддержка со стороны государства ;
- возможность применять упрощенную систему налогообложения ;
- налоговые, бухгалтерские и иные льготы ;
- дополнительные гарантии при проверках ( сокращенный срок проверок и даже полное освобождение от плановых проверок при определенных условиях) .
Выгода от статуса малого и среднего предприятия
Все эти преимущества установлены на законодательном уровне и прежде всего в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Кроме того, малый размер таких компаний сам по себе означает и ряд организационных преимуществ .
Недостатки ведения бизнеса в форме малых и средних предприятий не связаны с какими-либо дополнительными обязанностями, а вытекают из самого размера предприятия. К таким недостаткам часто относят то, что малые и средние предприятия:
- имеют незначительный масштаб деятельности (если размер дохода превышает определенные лимиты, предприятие теряет статус малого или среднего);
- менее конкурентоспособны по сравнению с более крупными компаниями;
- вызывают у контрагентов и клиентов сомнения в своей надежности;
- зачастую не могут получить кредит, поскольку банки не уверены в их платежеспособности.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Небольшие компании, как правило, ограничены в денежных средствах. Поэтому прежде всего государство помогает им финансово – в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ( ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ ). На эти цели выделяют:
- субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь ( ст. 78 БК РФ );
- бюджетные инвестиции ( ст. 80 БК РФ );
- государственные и муниципальные гарантии ( ст. 115 БК РФ ).
Субсидии можно потратить на приобретение основных средств, оснащение рабочих мест, возмещение затрат по кредиту, аренду, сырье и материалы и другие цели, которые необходимы для бизнеса. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Также предприятия малого и среднего бизнеса могут получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность ( ст. 18 Закона № 209-ФЗ ).
Кроме того, такие предприятия вправе пользоваться ( ст. 20 Закона № 209-ФЗ ):
- консультационными услугами;
- компенсацией затрат на оплату этих услуг.
Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки малого и среднего бизнеса, а также поддерживает их в сферах:
- образования;
- инноваций и промышленного производства;
- ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности и т. д.
Финансовая и имущественная помощь осуществляется на основе специальных федеральных, региональных и муниципальных программ.
Упрощенная система налогообложения
Возможность применять упрощенную систему налогообложения – одна из главных выгод для малого и среднего бизнеса ( гл. 26.2 НК РФ ). Дело в том, что при ее применении предприниматели платят ( п. 2 ст. 346.11 НК РФ ):
- налог на прибыль (кроме доходов, которые облагаются по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6 , 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
- налог на имущество (кроме налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
- налог на добавленную стоимость (кроме налога за ввоз товаров на территорию России, а также уплачиваемого по ст. 174.1 НК РФ ).
Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, необходимо направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения организации ( п. 1 ст. 346.13 НК РФ ).
Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Зявление можно направить в электронной форме на основании приказа ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».
Чтобы перейти на эту систему со следующего года, нужно направить извещение не позднее 31 декабря календарного года ( ст. 346.13 НК РФ ).
Вновь созданное предприятие уведомляет налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Это можно сделать и сразу при подаче документов для регистрации малого или среднего предприятия.
Если доходы предприятия превысят 60 000 000 руб., оно утрачивает право пользоваться упрощенной системой налогообложения ( п. 4 ст. 346.13 НК РФ ).
Налоговые, бухгалтерские и иные льготы
Для малых и средних предприятий закон предусматривает ( ст. 7 Закона № 209-ФЗ ):
- упрощенное ведение налогового и бухгалтерского учета ( информация Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
- упрощенное составление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
- особые гарантии участия в госзакупках ( ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество ( постановление Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 );
- упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий ( указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).
Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Сокращенный срок проверок малых предприятий
Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2016 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий .
Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:
- 50 часов в год – для малого предприятия;
- 15 часов в год – для микропредприятий.
На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.
Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 . Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) ( ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).
На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются ( ст. 89 НК РФ , ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2018 года ( ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).
На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15 , Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15 ).
Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.
Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.
1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):
- вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ , имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
- принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
- с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.
На практике это означает, что:
- организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ );
- если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана ( ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).
Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».
2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в ( ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):
- здравоохранении;
- образовании;
- социальной сфере;
- сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:
- промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
- безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
- обеспечения радиационной безопасности;
- использования атомной энергии и т. д.
Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.
Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.
Исключения из запрета на проведение плановых проверок | ||
1 | Предприятия, которые нарушали КоАП РФ (если с даты окончания проверки прошло менее трех лет) | часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ |
2 | Организации, действующие в определенных сферах (здравоохранения, образования и др.) | часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ
постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 |
3 | Отдельные виды надзора контролирующих органов (использование атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности и др.) | часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ |
Организационные преимущества
К организационным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:
- небольшие расходы на стартовый капитал (чтобы создать малое или среднее предприятие, потребуется меньше вложений, чем необходимо для крупного);
- невысокие расходы в процессе деятельности;
- несложная система управления (ими проще управлять, поскольку работников немного и нет запутанной структуры подчиненности);
- быстрота и гибкость принятия решений, так как нет бюрократических препятствий;
- легкость адаптации к новым условиям, например, они более мобильно реагируют, если необходимо переориентировать производство, сменить месторасположение и т. д.
«В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия»