Конкурентное преимущество – определенное превосходство компании или продукта над другими участниками рынка.
Достичь конкурентного преимущества можно за счет:
- лидерства в издержках;
- лидерства в инновациях;
- лидерства в сервисе.
Способ 1. Лидерство в издержках
Существуют компании, которые отстраиваются от конкурентов только за счет низких цен. Чтобы держать низкие цены, организациям приходится постоянно работать над минимизацией издержек и оптимизацией бизнес-процессов. Благодаря такой стратегии они получают доходы выше средних по отрасли. Низкие издержки обеспечивают защиту от конкурентов, поскольку доход сохраняется в условиях, которые другим участникам рынка недоступны. Как правило, организации, которые придерживаются стратегии «лидерство в издержках», не дают скидок и не устраивают распродаж.
Кто может использовать стратегию лидерства в издержках? Компании, которые не могут конкурировать в отрасли на уровне продукта, то есть не могут обеспечить товару отличительные характеристики. Данная стратегия эффективна при высокой доле потребителей, которые чувствительны к уровню цен.
Способ 2. Лидерство в инновациях
Организация может выиграть у конкурента за счет уникальных свойств товара или услуг, которые играют важную роль для целевой аудитории. Такая стратегия позволяет устанавливать на товар или услугу большую цену по сравнению с конкурентами. Однако, чтобы стратегия работала, организация должна постоянно придумывать что-то новое, первой выводить на рынок новинки, ноу-хау.
Чтобы стать лучше конкурентов по продукту, должны быть выполнены такие требования:
- продукт имеет уникальные свойства;
- организация может создать репутацию высокого качества продукта;
- организация может себе позволить нанять высококвалифицированный персонал.
Кто может использовать стратегию лидерства в инновациях? Организации, готовые к высоким инвестициям в продвижение. О низкой себестоимости говорить не приходится – она будет выше средней по рынку. Однако это компенсируется возможностью продавать продукт по более высоким ценам.
Способ 3. Лидерство в сервисе
В будущем компании будут конкурировать не на уровне товаров или услуг, а на уровне сервиса. Тот, кто предложит первоклассный сервис, получит конкурентное преимущество, которое невозможно скопировать (в отличие от продукта или снижения цены). Составляющие исключительного сервиса:
- высокая скорость решения проблем клиента;
- индивидуальный подход (в компаниях с первоклассным сервисом клиентов знают по именам);
- наделение сотрудников полномочиями решать проблемы клиентов в случае возникновения сложной или конфликтной ситуации.
Чтобы создать такую культуру сервиса, нужно произвести перемены в самой компании.
В компаниях, которые хотят стать исключительными для клиентов, нужно:
- способствовать развитию сотрудников;
- обучать персонал работе с клиентами каждые четыре–шесть месяцев по новой программе;
- ценить сотрудников и клиентов;
- устанавливать правила и вводить процедуры, удобные для клиентов;
- сокращать издержки, например, для начала избавиться от неудобных правил.
Кто может использовать стратегию лидерства в сервисе? Любая коммерческая организация, где важна скорость обслуживания, где высокая конкуренция за клиента.
Найти конкурентное преимущество и создать уникальное торговое предложение (УТП) помогут три группы вопросов.
1. Вопросы владельцу. Собственник бизнеса должен продолжить фразы: «Мы единственные, кто…», «Мы первые, кто…» Если одного уникального отличия нет, то соедините два неуникальных. Например: «Мы единственные, кто отгружает день в день и сразу отдает накладные водителю». Многие компании отгружают день в день, но они посылают накладные почтой. Те же, которые отдают накладную водителю, отгружают на следующий день. Следовательно, делать одновременно две вещи – уникальное отличие.
2. Вопросы продавцу. Спросите у ваших продавцов, с каким товаром заказчики сравнивают вашу продукцию, в чем ваши отличия от аналогов. Отличия переведите в деньги, время или усилия.
3. Вопросы покупателям. Позвоните клиентам, например, чтобы взять отзыв для сайта. Попутно выясните:
- Почему понадобилось покупать именно сейчас?
- Какие варианты смотрели?
- Что было важно при выборе?
- Почему остановились на этом поставщике?
- Какие сомнения были перед покупкой?
Ответы разбейте на четыре группы: цена, наличие на складе, местоположение, грамотная консультация. В зависимости от того, какие ответы преобладают, сформулируйте УТП. Так, если клиенту важно наличие на складе, то УТП может звучать так: «Гарантированно обеспечим поставки от одной штуки до вагона ежемесячно».