Трудовая инспекция может проводить плановые документарные и выездные проверки. При выездной проверке инспектор выезжает к работодателю. При документарной – проверяет документы организации в инспекции.
Как часто проводят плановые проверки, зависит от того, к какой категории риска относят деятельность организации или индивидуального предпринимателя.
Основание для проверки – ежегодный план проверок.
По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки – не более 20 рабочих дней.
Какие проверки проводит трудовая инспекция
Чтобы все работодатели соблюдали трудовое законодательство, трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок проведения проверок регулируют положения Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.
Как часто трудовая инспекция может проводить плановые проверки
Периодичность проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска отнесли деятельность организации или индивидуального предпринимателя:
- высокого риска – один раз в два года;
- значительного риска – один раз в три года;
- среднего риска – не чаще одного раза в пять лет;
- умеренного риска – не чаще одного раза в шесть лет.
Если деятельность организации или индивидуального предпринимателя отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводят.
На это указывают пункты 20 и 21 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.
Как определить, к какой категории риска относится деятельность работодателя
При плановых проверках работодателей применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197. От категории риска зависит периодичность плановых проверок работодателей.
Категория риска зависит от показателя потенциального вреда, который могут причинить ценностям в сфере труда, которые охраняет закон. А именно жизни и здоровью работников, их трудовым правам, которые связаны с выплатой зарплаты и других выплат в конкретные сроки.
Категории риска работодателям имеют право присваивать:
- главный государственный инспектор труда РФ либо его заместитель – при отнесении деятельности к категории высокого риска;
- главный государственный инспектор труда в субъекте РФ либо его заместитель – при отнесении деятельности к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Если специальное решение об определенной категории риска отсутствует, значит, деятельность работодателя отнесли к категории низкого риска.
На это указывают пункты 18 и 19 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.
Выделяют следующие категории риска:
- высокий риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, составляет 1 и более;
- значительный риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда – от 0,99 до 0,75;
- средний риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, составляет от 0,74 до 0,5;
- умеренный риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда – от 0,49 до 0,25;
- низкий риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, менее 0,24.
Чтобы узнать, какую категорию риска им присвоили, работодатели могут обратиться в трудовую инспекцию с запросом в произвольной форме. Инспекция в течение 15 рабочих дней с даты, когда получила запрос, даст письменный ответ и укажет категорию риска, которую получил работодатель (п. 23 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).
Кроме того, на официальном сайте Роструда есть информация о работодателях, деятельность которых отнесли к категориям высокого и значительного риска.
Информация в каждом из списков работодателей дана по регионам и содержит сведения:
- полное наименование юрлица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- основной государственный регистрационный номер;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- местонахождение организации или адрес местожительства ИП;
- место осуществления деятельности организации или ИП;
- категорию риска и дату, когда деятельность организации или ИП отнесли к категории высокого или значительного риска.
Об этом говорится в пункте 21 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.
Чтобы изменить категорию риска, организация или ИП могут обратиться в трудовую инспекцию с заявлением об изменении присвоенной их деятельности категории риска.
Да, можно.
Если плановая проверка организации или индивидуального предпринимателя показала, что они не нарушают трудовое законодательство, они могут обратиться в трудовую инспекцию с заявлением в произвольной форме о том, что хотят понизить свою категорию риска (п. 24 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, п. 18 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806). Аналогичные разъяснения приводит письмо Роструда от 12 апреля 2017 № ТЗ/1330-11-2.
В заявлении нужно указать:
- полное наименование юрлица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- основной государственный регистрационный номер;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- местонахождение производственного объекта, который использует юрлицо или ИП, если объекту присвоили категорию риска;
- информацию о категории риска, которую раньше присвоили организации или ИП или производственному объекту, который они используют;
- адрес организации или адрес местожительства ИП, а также при необходимости иной почтовый адрес для связи, телефон и адрес электронной почты.
К заявлению приложите документы, которые подтверждают, что деятельность работодателя соответствует определенной категории риска, на которую он претендует.
Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение, изменить категорию риска или отказать. О своем решении трудовая инспекция проинформирует работодателя в течение трех рабочих дней. Для этого инспекция отправит уведомление по почтовому адресу, который указан в заявлении (п. 20, 21 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806).
Какие организации временно освобождены от плановых проверок
Организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, в целях программы по развитию бизнеса в общем случае временно освобождены от плановых проверок. Мораторий на проверки действует в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Исключения предусмотрены для субъектов малого предпринимательства, в отношении которых:
- ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
- было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.
При этом проверять такие субъекты можно будет, только если после проверки, по результатам которой вынесли постановление либо приняли решение, прошло менее трех лет.
Об этом говорится в части 2 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Отмена плановых проверок также не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются видами деятельности из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Сообщать и документально подтверждать статус субъекта малого предпринимательства, чтобы не попасть под плановую проверку, организациям и индивидуальным предпринимателям не нужно. Контролирующие органы проверяют эту информацию самостоятельно при составлении планов проверок (п. 4 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Что может стать основанием для проведения плановой проверки трудовой инспекцией
Основанием для проведения проверки является ежегодный план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Работодателя могут включить в план, если прошло три года со дня:
- государственной регистрации организации или предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала осуществления отдельных видов деятельности, которые носят уведомительный характер.
Об этом сказано в части 8 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Ежегодный план проверок содержит:
- сведения о работодателе, в отношении которого будет проведена плановая проверка;
- цель и основание проведения проверки;
- сроки начала и окончания проверки;
- наименование территориальной трудовой инспекции, которая будет проводить проверку.
Об этом говорится в части 4 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Доступ к плану открытый. Узнать, включена ли организация в план проверок трудовой инспекции, можно:
- на сайте Генеральной прокуратуры России;
- на официальном сайте Роструда. План проверок на 2017 год на сайте Роструда пока не опубликован.
План проверок на следующий год публикуют на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря текущего года, а на официальных сайтах территориальных инспекций Роструда – до 1 декабря.
Это предусмотрено частями 5 и 7 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пунктами 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489, и пунктом 40 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.
Кроме того, информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно узнать из Единого реестра проверок, который заработал с 1 июля 2015 года. Ведет реестр Генеральная прокуратура России.
В Едином реестре проверок предусмотрена следующая информация:
- учетный номер проверки;
- кем и в отношении кого проводилась;
- цели, задачи, правовые основания, предмет и сроки проведения;
- информация, указываемая в акте проверки;
- результаты проверки и принятые меры.
Генпрокуратура России вносит в реестр информацию поэтапно. Так, с 1 июля 2015 года в него вошли только проверки федерального госнадзора. С 1 июля 2016 года – проверки регионального госнадзора, а с 1 января 2017 года – муниципального контроля.
Такой порядок предусмотрен в статье 13.3 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Ознакомиться с Единым реестром проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.
В утвержденный план проверок могут быть внесены изменения в случае исключения организации или индивидуального предпринимателя из плана проверок или при изменении указанных в плане сведений о юрлице или ИП.
При этом исключают проверку из ежегодного плана, если:
- невозможно провести плановую проверку организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией или в связи с тем, что индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность;
- организация или индивидуальный предприниматель прекратили деятельность или эксплуатацию объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
- изменен класс опасности опасного производственного объекта или класс гидротехнического сооружения, которое подлежит проверке;
- изменена категория объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также уровень государственного экологического надзора;
- орган государственного контроля или надзора, который осуществляет контроль или надзор с применением риск-ориентированного подхода, принял решение об отнесении деятельности юрлиц и ИП, а также используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности. Либо в случае решения об изменении присвоенных ранее категорий риска или класса опасности;
- принято решение исключить организацию из плана проверок по обращению работодателя, который считает, что его необоснованно включили в план;
- прекращено или аннулировано действие лицензии – для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
- наступили обстоятельства непреодолимой силы.
Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе изменяют в плане проверок, если:
- юридическое лицо или ИП изменили адрес местонахождения или фактический адрес;
- организация реорганизована;
- юридическое лицо изменило свое название, а ИП изменил фамилию, имя и отчество.
Изменения в план вносят после решения органа государственного контроля или надзора или органа муниципального контроля.
Контролирующий орган в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений в ежегодный план проверок направляет сведения об изменениях в прокуратуру на бумаге или в электронном виде. Сведения на бумаге вместе с электронной копией отправляют заказным письмом с уведомлением о вручении. В электронном виде сведения направляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Сведения об изменениях в плане проверок также размещают на официальном сайте в Интернете в течение пяти рабочих дней со дня их внесения.
Об этом говорится в пунктах 7 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489.
Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок – без учета действующего ограничения для субъектов малого предпринимательства, то он вправе подать заявление об исключении из плана. Форма заявления с перечнем прилагаемых к нему документов и порядок его подачи и рассмотрения утверждены постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.
К заявлению приложите документы, которые подтверждают статус субъекта малого предприятия:
- оригинал выписки из реестра акционеров, если организация относится к акционерным обществам. Его можно получить у держателя реестра акционеров;
- заверенную руководителем или уполномоченным лицом копию отчета о финансовых результатах за один год из трех последних лет. Если отчет о финансовых результатах не составляете, тогда приложите документ, в котором есть информация о выручке от реализации без учета НДС за один год из трех последних лет;
- заверенную руководителем или уполномоченным лицом копию сведений о среднесписочной численности сотрудников.
Такое заявление можно подать как в бумажной, так и в электронной форме в орган государственного контроля в соответствующей сфере, который включил организацию в план проверок. Контакты ведомств можно посмотреть в таблице.
Рассмотреть заявление в ведомстве должны в течение 10 рабочих дней. А еще через три дня должны сообщить результат в письменном виде. Это могут быть решения:
- об удовлетворении заявления и исключении из плана;
- об отказе в исключении;
- о возвращении документов, если указанную проверку в плане не найдут.
Результат рассмотрения заявления можно попытаться обжаловать в вышестоящем ведомстве или в суде. Такие правила установлены пунктами 3–8, 10, 11 и 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.
В какой форме трудовая инспекция может провести плановую проверку
Плановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Общая характеристика каждой из форм проверки приведена в таблице.
Плановую документарную проверку могут переквалифицировать в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации, соответствует ли ее деятельность обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
В какой срок трудовая инспекция обязана предупредить организацию о проведении плановой проверки
Трудовой инспектор обязан уведомить работодателя о плановой проверке за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет в организацию копию распоряжения (приказа) о проведении проверки, как правило, заказным письмом с уведомлением о вручении. Форма документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Об этом говорится в части 12 статьи 9 и части 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
В приказе о проведении проверки должны быть указаны следующие сведения:
- наименование трудовой инспекции;
- Ф. И. О., должности трудовых инспекторов, уполномоченных проводить проверку, а также привлекаемых к ней экспертов;
- наименование организации или данные предпринимателя;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания для проверки;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
- перечень документов, которые работодатель должен представить для проверки;
- даты начала и окончания проверки.
Проверку могут проводить только те должностные лица, которых указали в приказе.
Это предусмотрено частями 1 и 2 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Что может проверить трудовая инспекция во время плановой проверки
В ходе плановой проверки трудовой инспектор вправе проверить документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Для того чтобы работодатели перед проверкой могли самостоятельно проверить, насколько они соблюдают требования законодательства, и устранить нарушения еще до прихода инспектора, Роструд разрабатывает специальные проверочные листы.
Проверочные листы – это список вопросов. По ответам на них трудовой инспектор может однозначно определить, соблюдает работодатель обязательные требования закона или нет. Такие листы содержат фиксированное количество требований, и инспектор должен проверить, выполняет ли их работодатель. Роструд планирует не только внедрить проверочные листы в практику, но и сделать их доступными для работодателей.
Общие требования к тому, как разработать и утвердить проверочные листы, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177.
Так, форма проверочного листа должна содержать следующие сведения:
- вид контроля или надзора;
- вид деятельности работодателя и его категория риска;
- наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования;
- перечень вопросов по обязательным требованиям, ответы на которые показывают, соблюдает или не соблюдает работодатель требования, которые составляют предмет проверки;
- соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с конкретными нормами;
- учетный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.
Утвержденные формы проверочных листов Роструд будет публиковать на своем официальном сайте в сети Интернет.
Об этом говорится в пунктах 4, 6, 7 постановления Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177.
Может ли трудовая инспекция привлекать к проведению плановой проверки сторонних лиц
Трудовая инспекция может привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Какие права и обязанности есть у организации и у трудовой инспекции при проведении плановой проверки
В ходе проведения плановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Их подробный перечень приведен в таблице.
Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить плановую выездную проверку, если в это время отсутствует руководитель организации (иной уполномоченный представитель работодателя). Исключение – когда имеются факты:
- причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- угрозы безопасности государства;
- возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.
Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Сколько может длиться плановая проверка трудовой инспекцией
По общему правилу как документарную, так и выездную плановую проверку трудовая инспекция не может проводить более 20 рабочих дней.
При этом для субъектов малого предпринимательства общий срок выездных плановых проверок за год не может превышать:
- 50 часов для малого предприятия;
- 15 часов для микропредприятия.
В исключительных случаях срок выездной плановой проверки продлевают, но не более чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более чем на 50 часов и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Это возможно, если в ходе проверки возникнет необходимость провести:
- сложные и длительные исследования, испытания;
- специальные экспертизы и расследования.
Срок как документарной, так и выездной плановой проверки устанавливают отдельно по каждому филиалу, представительству или структурному подразделению организации, которая осуществляет деятельность на территории нескольких регионов.
Проверяющие могут приостановить срок проверки, если им нужно получить документы в рамках межведомственного взаимодействия между госорганами. Однако приостановить проверку можно не более чем на 10 рабочих дней. При этом повторно приостановить проверку нельзя.
Об этом говорится в частях 1–4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.
Когда плановая проверка закончилась, трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Да, может, при наличии обоснованных причин на проведение такой проверки.
Сотрудники трудовой инспекции вправе посещать работодателей с целью проведения проверки беспрепятственно и в любое время (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). Это значит, что инспектор вправе проводить проверку и в нерабочее для большинства сотрудников организации время, в том числе ее администрации. При этом, по общему правилу, плановой или внеплановой проверке все же предшествует уведомление о ее проведении, за исключением случаев, указанных в части 17 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Следует отметить: когда инспекция проводит проверку, в том числе и федеральная инспекция труда, обязательно должен присутствовать руководитель организации или иной представитель, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Иначе проверку могут признать незаконной, а ее результаты отменить (п. 2 ст. 15, ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Таким образом, проверки в нерабочее для административного персонала время должны быть обоснованными (подпадать под перечень исключений), иначе такое решение могут расценить как злоупотребление правом (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В частности, инспектор по охране труда может проверять рабочие места сотрудников, которые работают в ночное время, безопасность условий труда в отсутствие руководителей отделов, директора и т. д.