Как проводит проверку трудовая инспекция

Как проводит проверку трудовая инспекцияТрудовая инспекция может проводить плановые документарные и выездные проверки. При выездной проверке инспектор выезжает к работодателю. При документарной – проверяет документы организации в инспекции.

Как часто проводят плановые проверки, зависит от того, к какой категории риска относят деятельность организации или индивидуального предпринимателя.

Основание для проверки – ежегодный план проверок.

По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки – не более 20 рабочих дней.

Какие проверки проводит трудовая инспекция

Чтобы все работодатели соблюдали трудовое законодательство, трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок проведения проверок регулируют положения Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Как часто трудовая инспекция может проводить плановые проверки

Периодичность проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска отнесли деятельность организации или индивидуального предпринимателя:

  • высокого риска – один раз в два года;
  • значительного риска – один раз в три года;
  • среднего риска – не чаще одного раза в пять лет;
  • умеренного риска – не чаще одного раза в шесть лет.

Если деятельность организации или индивидуального предпринимателя отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводят.

На это указывают пункты 20 и 21 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Как определить, к какой категории риска относится деятельность работодателя

При плановых проверках работодателей применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197. От категории риска зависит периодичность плановых проверок работодателей.

Категория риска зависит от показателя потенциального вреда, который могут причинить ценностям в сфере труда, которые охраняет закон. А именно жизни и здоровью работников, их трудовым правам, которые связаны с выплатой зарплаты и других выплат в конкретные сроки.

Категории риска работодателям имеют право присваивать:

  • главный государственный инспектор труда РФ либо его заместитель – при отнесении деятельности к категории высокого риска;
  • главный государственный инспектор труда в субъекте РФ либо его заместитель – при отнесении деятельности к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Если специальное решение об определенной категории риска отсутствует, значит, деятельность работодателя отнесли к категории низкого риска.

На это указывают пункты 18 и 19 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Выделяют следующие категории риска:

  • высокий риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, составляет 1 и более;
  • значительный риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда – от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда – от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда, которые охраняет закон, менее 0,24.

Чтобы узнать, какую категорию риска им присвоили, работодатели могут обратиться в трудовую инспекцию с запросом в произвольной форме. Инспекция в течение 15 рабочих дней с даты, когда получила запрос, даст письменный ответ и укажет категорию риска, которую получил работодатель (п. 23 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Кроме того, на официальном сайте Роструда есть информация о работодателях, деятельность которых отнесли к категориям высокого и значительного риска.

Информация в каждом из списков работодателей дана по регионам и содержит сведения:

  • полное наименование юрлица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • местонахождение организации или адрес местожительства ИП;
  • место осуществления деятельности организации или ИП;
  • категорию риска и дату, когда деятельность организации или ИП отнесли к категории высокого или значительного риска.

Об этом говорится в пункте 21 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Чтобы изменить категорию риска, организация или ИП могут обратиться в трудовую инспекцию с заявлением об изменении присвоенной их деятельности категории риска.

Ситуация: можно ли изменить категорию риска, которую присвоили организации

Да, можно.

Если плановая проверка организации или индивидуального предпринимателя показала, что они не нарушают трудовое законодательство, они могут обратиться в трудовую инспекцию с заявлением в произвольной форме о том, что хотят понизить свою категорию риска (п. 24 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, п. 18 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806). Аналогичные разъяснения приводит письмо Роструда от 12 апреля 2017 № ТЗ/1330-11-2.

В заявлении нужно указать:

  • полное наименование юрлица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • местонахождение производственного объекта, который использует юрлицо или ИП, если объекту присвоили категорию риска;
  • информацию о категории риска, которую раньше присвоили организации или ИП или производственному объекту, который они используют;
  • адрес организации или адрес местожительства ИП, а также при необходимости иной почтовый адрес для связи, телефон и адрес электронной почты.

К заявлению приложите документы, которые подтверждают, что деятельность работодателя соответствует определенной категории риска, на которую он претендует.

Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение, изменить категорию риска или отказать. О своем решении трудовая инспекция проинформирует работодателя в течение трех рабочих дней. Для этого инспекция отправит уведомление по почтовому адресу, который указан в заявлении (п. 20, 21 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806).

Какие организации временно освобождены от плановых проверок

Организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, в целях программы по развитию бизнеса в общем случае временно освобождены от плановых проверок. Мораторий на проверки действует в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Исключения предусмотрены для субъектов малого предпринимательства, в отношении которых:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

При этом проверять такие субъекты можно будет, только если после проверки, по результатам которой вынесли постановление либо приняли решение, прошло менее трех лет.

Об этом говорится в части 2 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Отмена плановых проверок также не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются видами деятельности из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Сообщать и документально подтверждать статус субъекта малого предпринимательства, чтобы не попасть под плановую проверку, организациям и индивидуальным предпринимателям не нужно. Контролирующие органы проверяют эту информацию самостоятельно при составлении планов проверок (п. 4 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Совет: если работодателя необоснованно включили в план проверок, оформите специальное заявление для отмены плановой проверки

Что может стать основанием для проведения плановой проверки трудовой инспекцией

Основанием для проведения проверки является ежегодный план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Работодателя могут включить в план, если прошло три года со дня:

  • государственной регистрации организации или предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала осуществления отдельных видов деятельности, которые носят уведомительный характер.

Об этом сказано в части 8 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ежегодный план проверок содержит:

  • сведения о работодателе, в отношении которого будет проведена плановая проверка;
  • цель и основание проведения проверки;
  • сроки начала и окончания проверки;
  • наименование территориальной трудовой инспекции, которая будет проводить проверку.

Об этом говорится в части 4 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Доступ к плану открытый. Узнать, включена ли организация в план проверок трудовой инспекции, можно:

  • на сайте Генеральной прокуратуры России;
  • на официальном сайте Роструда. План проверок на 2017 год на сайте Роструда пока не опубликован.

План проверок на следующий год публикуют на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря текущего года, а на официальных сайтах территориальных инспекций Роструда – до 1 декабря.

Это предусмотрено частями 5 и 7 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пунктами 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489, и пунктом 40 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Кроме того, информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно узнать из Единого реестра проверок, который заработал с 1 июля 2015 года. Ведет реестр Генеральная прокуратура России.

В Едином реестре проверок предусмотрена следующая информация:

  • учетный номер проверки;
  • кем и в отношении кого проводилась;
  • цели, задачи, правовые основания, предмет и сроки проведения;
  • информация, указываемая в акте проверки;
  • результаты проверки и принятые меры.

Генпрокуратура России вносит в реестр информацию поэтапно. Так, с 1 июля 2015 года в него вошли только проверки федерального госнадзора. С 1 июля 2016 года – проверки регионального госнадзора, а с 1 января 2017 года – муниципального контроля.

Такой порядок предусмотрен в статье 13.3 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ознакомиться с Единым реестром проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.

В утвержденный план проверок могут быть внесены изменения в случае исключения организации или индивидуального предпринимателя из плана проверок или при изменении указанных в плане сведений о юрлице или ИП.

При этом исключают проверку из ежегодного плана, если:

  • невозможно провести плановую проверку организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией или в связи с тем, что индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность;
  • организация или индивидуальный предприниматель прекратили деятельность или эксплуатацию объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
  • изменен класс опасности опасного производственного объекта или класс гидротехнического сооружения, которое подлежит проверке;
  • изменена категория объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также уровень государственного экологического надзора;
  • орган государственного контроля или надзора, который осуществляет контроль или надзор с применением риск-ориентированного подхода, принял решение об отнесении деятельности юрлиц и ИП, а также используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности. Либо в случае решения об изменении присвоенных ранее категорий риска или класса опасности;
  • принято решение исключить организацию из плана проверок по обращению работодателя, который считает, что его необоснованно включили в план;
  • прекращено или аннулировано действие лицензии – для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
  • наступили обстоятельства непреодолимой силы.

Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе изменяют в плане проверок, если:

  • юридическое лицо или ИП изменили адрес местонахождения или фактический адрес;
  • организация реорганизована;
  • юридическое лицо изменило свое название, а ИП изменил фамилию, имя и отчество.

Изменения в план вносят после решения органа государственного контроля или надзора или органа муниципального контроля.

Контролирующий орган в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений в ежегодный план проверок направляет сведения об изменениях в прокуратуру на бумаге или в электронном виде. Сведения на бумаге вместе с электронной копией отправляют заказным письмом с уведомлением о вручении. В электронном виде сведения направляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Сведения об изменениях в плане проверок также размещают на официальном сайте в Интернете в течение пяти рабочих дней со дня их внесения.

Об этом говорится в пунктах 7 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489.

Ситуация: как исключить организацию из плана проверок

Если работодатель считает, что его необоснованно включили в ежегодный план проверок – без учета действующего ограничения для субъектов малого предпринимательства, то он вправе подать заявление об исключении из плана. Форма заявления с перечнем прилагаемых к нему документов и порядок его подачи и рассмотрения утверждены постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.

К заявлению приложите документы, которые подтверждают статус субъекта малого предприятия:

  • оригинал выписки из реестра акционеров, если организация относится к акционерным обществам. Его можно получить у держателя реестра акционеров;
  • заверенную руководителем или уполномоченным лицом копию отчета о финансовых результатах за один год из трех последних лет. Если отчет о финансовых результатах не составляете, тогда приложите документ, в котором есть информация о выручке от реализации без учета НДС за один год из трех последних лет;
  • заверенную руководителем или уполномоченным лицом копию сведений о среднесписочной численности сотрудников.

Такое заявление можно подать как в бумажной, так и в электронной форме в орган государственного контроля в соответствующей сфере, который включил организацию в план проверок. Контакты ведомств можно посмотреть в таблице.

Рассмотреть заявление в ведомстве должны в течение 10 рабочих дней. А еще через три дня должны сообщить результат в письменном виде. Это могут быть решения:

  • об удовлетворении заявления и исключении из плана;
  • об отказе в исключении;
  • о возвращении документов, если указанную проверку в плане не найдут.

Результат рассмотрения заявления можно попытаться обжаловать в вышестоящем ведомстве или в суде. Такие правила установлены пунктами 3–8, 10, 11 и 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268.

В какой форме трудовая инспекция может провести плановую проверку

Плановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Общая характеристика каждой из форм проверки приведена в таблице.

Плановую документарную проверку могут переквалифицировать в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации, соответствует ли ее деятельность обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В какой срок трудовая инспекция обязана предупредить организацию о проведении плановой проверки

Трудовой инспектор обязан уведомить работодателя о плановой проверке за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет в организацию копию распоряжения (приказа) о проведении проверки, как правило, заказным письмом с уведомлением о вручении. Форма документа утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Об этом говорится в части 12 статьи 9 и части 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

В приказе о проведении проверки должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование трудовой инспекции;
  • Ф. И. О., должности трудовых инспекторов, уполномоченных проводить проверку, а также привлекаемых к ней экспертов;
  • наименование организации или данные предпринимателя;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания для проверки;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • перечень документов, которые работодатель должен представить для проверки;
  • даты начала и окончания проверки.

Проверку могут проводить только те должностные лица, которых указали в приказе.

Это предусмотрено частями 1 и 2 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Что может проверить трудовая инспекция во время плановой проверки

В ходе плановой проверки трудовой инспектор вправе проверить документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Ситуация: как работодателю посмотреть проверочные листы, которые трудовые инспекторы используют при проверках

Для того чтобы работодатели перед проверкой могли самостоятельно проверить, насколько они соблюдают требования законодательства, и устранить нарушения еще до прихода инспектора, Роструд разрабатывает специальные проверочные листы.

Проверочные листы – это список вопросов. По ответам на них трудовой инспектор может однозначно определить, соблюдает работодатель обязательные требования закона или нет. Такие листы содержат фиксированное количество требований, и инспектор должен проверить, выполняет ли их работодатель. Роструд планирует не только внедрить проверочные листы в практику, но и сделать их доступными для работодателей.

Общие требования к тому, как разработать и утвердить проверочные листы, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177.

Так, форма проверочного листа должна содержать следующие сведения:

  • вид контроля или надзора;
  • вид деятельности работодателя и его категория риска;
  • наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования;
  • перечень вопросов по обязательным требованиям, ответы на которые показывают, соблюдает или не соблюдает работодатель требования, которые составляют предмет проверки;
  • соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с конкретными нормами;
  • учетный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Утвержденные формы проверочных листов Роструд будет публиковать на своем официальном сайте в сети Интернет.

Об этом говорится в пунктах 4, 6, 7 постановления Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. № 177.

Может ли трудовая инспекция привлекать к проведению плановой проверки сторонних лиц

Трудовая инспекция может привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Какие права и обязанности есть у организации и у трудовой инспекции при проведении плановой проверки

В ходе проведения плановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Их подробный перечень приведен в таблице.

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить плановую выездную проверку, если в это время отсутствует руководитель организации (иной уполномоченный представитель работодателя). Исключение – когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • угрозы безопасности государства;
  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Сколько может длиться плановая проверка трудовой инспекцией

По общему правилу как документарную, так и выездную плановую проверку трудовая инспекция не может проводить более 20 рабочих дней.

При этом для субъектов малого предпринимательства общий срок выездных плановых проверок за год не может превышать:

  • 50 часов для малого предприятия;
  • 15 часов для микропредприятия.

В исключительных случаях срок выездной плановой проверки продлевают, но не более чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более чем на 50 часов и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Это возможно, если в ходе проверки возникнет необходимость провести:

  • сложные и длительные исследования, испытания;
  • специальные экспертизы и расследования.

Срок как документарной, так и выездной плановой проверки устанавливают отдельно по каждому филиалу, представительству или структурному подразделению организации, которая осуществляет деятельность на территории нескольких регионов.

Проверяющие могут приостановить срок проверки, если им нужно получить документы в рамках межведомственного взаимодействия между госорганами. Однако приостановить проверку можно не более чем на 10 рабочих дней. При этом повторно приостановить проверку нельзя.

Об этом говорится в частях 1–4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Когда плановая проверка закончилась, трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Ситуация: может ли трудовой инспектор проводить проверку в организации после окончания рабочего дня большинства сотрудников организации, в том числе ее административного персонала

Да, может, при наличии обоснованных причин на проведение такой проверки.

Сотрудники трудовой инспекции вправе посещать работодателей с целью проведения проверки беспрепятственно и в любое время (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). Это значит, что инспектор вправе проводить проверку и в нерабочее для большинства сотрудников организации время, в том числе ее администрации. При этом, по общему правилу, плановой или внеплановой проверке все же предшествует уведомление о ее проведении, за исключением случаев, указанных в части 17 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Следует отметить: когда инспекция проводит проверку, в том числе и федеральная инспекция труда, обязательно должен присутствовать руководитель организации или иной представитель, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Иначе проверку могут признать незаконной, а ее результаты отменить (п. 2 ст. 15, ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Таким образом, проверки в нерабочее для административного персонала время должны быть обоснованными (подпадать под перечень исключений), иначе такое решение могут расценить как злоупотребление правом (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В частности, инспектор по охране труда может проверять рабочие места сотрудников, которые работают в ночное время, безопасность условий труда в отсутствие руководителей отделов, директора и т. д.

Ссылка на основную публикацию