Как оценить работу персонала

Как оценить работу персоналаПредприниматель вправе устанавливать размер заработной платы сотрудника трудовым договором в соответствии с действующими у него системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). В зависимости от специфики бизнеса можно использовать повременную или сдельную оплату труда.

Как оценить работу персонала

Повременная оплата труда
Существует два вида повременной системы оплаты труда:

  • простая;
  • премиальная.

Простая повременная система оплаты труда складывается из оклада за месяц и отработанного времени. Оклад, в свою очередь, является фиксированной суммой за исполнение обязанностей за календарный месяц, которая не включает компенсацию, стимулирующие и социальные выплаты. Размер оклада зависит от квалификации сотрудника.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ зарплата сотрудника должна быть не менее минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Кроме того, при установлении зарплаты предприниматель должен учесть региональные и федеральные нормы МРОТ. Если сотрудник по каким-либо причинам не отрабатывает положенных часов, оплата начисляется за отработанные часы. Также расчет заработной платы сотрудника можно вести исходя из часовой ставки и отработанного времени.

Формула 1. Расчет заработной платы по количеству отработанных дней

Зарплата сотрудника = Количество рабочих дней в месяце × Количество отработанных дней

Формула 2. Расчет заработной платы по количеству отработанного времени

Зарплата сотрудника = Часовая ставка × Количество отработанных часов

Повременная премиальная система оплаты труда предусматривает начисление заработной платы за отработанное время и успехи/достижения в работе.

Сдельная оплата труда

При сдельной оплате труда расчет заработной платы сотрудника ведется исходя из выполненного объема услуг по сдельным расценкам, которые рассчитаны на основании утвержденных предпринимателем норм времени или выработки. В салоне красоты и парикмахерской за единицу расчета, как правило, принимают нормо-часы или количество выполненных услуг.

Формула 3. Расчет заработной платы по сдельной оплате труда

Зарплата сотрудника = Сдельная расценка за единицу расчета × Количество нормо-часов или услуг

В большинстве случаев предприниматель ведет расчет отработанных часов с учетом внутреннего трудового распорядка и качества выполненных услуг. Если сотрудник исполняет свои обязанности некачественно, такие услуги оплате не подлежат или оплачиваются частично ( ст. 156 ТК РФ ). Как правило, предприниматели прописывают размер оплаты по некачественным услугам во внутреннем нормативном акте компании.

Существует несколько видов сдельной системы оплаты труда:

  • прогрессивная;
  • линейная;
  • регрессивная.

Прогрессивная система оплаты труда предполагает стимулирование сотрудника за перевыполнение объема услуг. Оплата труда в этом случае осуществляется по повышенным расценкам.

При линейной системе оплаты труда размер сдельной расценки при выполнении нормы остается неизменным.

Регрессивная система оплаты труда применима лишь при невозможности реализовать услуги сверх нормы. Если сотрудник перевыполняет план, оплата производится по меньшим расценкам.

Оплата труда по KPI

KPI-показатели являются формой коммуникации между клиентами, предпринимателем и сотрудниками салона красоты/парикмахерской по достижению целей. Внедрить систему KPI не просто, сложность заключается в привычках. Сотрудники, как правило, холодно относятся к клиентам, практически никто не интересуется, удобно ли месторасположение салона, комфортно ли ожидание, удовлетворены ли качеством услуги.

Именно внедрение KPI принесет положительные результаты, в том числе:

  • увеличение числа клиентов;
  • улучшение качества обслуживания;
  • рост продаж товаров красоты и косметики;
  • снижение расходов;
  • снижение ФОТ;
  • повышение уровня конкурентоспособности;
  • рост прибыли.

Система KPI предусматривает выполнение сотрудником салона красоты/парикмахерской поставленного плана, который и является основанием для начисления и выплаты заработной платы, которую можно разделить на следующие составные части:

  • оклад, равный МРОТ и утвержденный внутренним нормативным актом;
  • мотивирующая часть, высчитываемая по индивидуальным показателям;
  • стимулирующая надбавка, гарантирующая премию при выполнении показателей плана (например, премиальная выплата в размере 110%).

План для каждого сотрудника может включать до пяти показателей, например, общий доход, привлечение клиентов к комплексным услугам, продажа косметических средств, внедрение новых технологий и др. Чтобы получить стимулирующую надбавку, сотрудники салона, как правило, стараются выполнить план по всем показателям.

Совет: для удобства отслеживания выполнения плана сотрудниками предпринимателю следует вести матрицу KPI в таблице Eсxel.

Можно поручить эту задачу администратору салона. Матрица станет для предпринимателя наглядным пособием, повествующим об уровне ключевых показателей эффективности работы салона красоты/парикмахерской в целом.

Чтобы разработать ключевые показатели эффективности труда и поставить цель для каждого сотрудника по отдельности, предпринимателю нужно определить стратегию бизнеса.

В первую очередь нужно определить:

  • оптимальное число критериев;
  • суммарный процент KPI (не более 100%);
  • количественные данные показателей KPI (до 90%);
  • финансовые показатели.

Чтобы внедрить систему KPI, предпринимателю нужно провести сбор статистики и определить показатели точки отсчета:

  • размер средней заработной платы сотрудников;
  • количество выполненных услуг;
  • количество проданных товаров красоты;
  • процент вырученных средств от продаж к валовому объему;
  • число принятых клиентов;
  • число клиентов, прибегнувших к комплексу услуг.

Предприниматель должен полагаться на статистику, анализ информации за прошедший год и точные данные по каждому сотруднику. Такой подход позволит произвести расчет заработной платы без ошибок.

Внимание: чтобы введение системы KPI принесло гарантированную эффективность, предприниматель должен разъяснить сотрудникам необходимость, суть и сильные стороны изменений, а также своевременно анализировать систему KPI и ее промежуточные показатели.

Система поощрений

В качестве дополнительной мотивации предприниматель может использовать материальные и нематериальные системы поощрений:

  • безвозмездная материальная помощь в сложных ситуациях;
  • поощрения и подарки в праздничные дни;
  • страховка, льготы по выслуге;
  • бесплатное обучение новым технологиям;
  • право для семьи сотрудника пользоваться услугами салона со скидкой;
  • льготный больничный, дополнительный отпуск.
Ссылка на основную публикацию