Методы обучения персонала

Методы обучения персоналаМетоды обучения персонала

Таблица: более 10 способов обучения сотрудников
МетодыОписаниеПреимуществаНедостатки
ЛекцияВыступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении
  • четкие и ясные методы изложения;
  • слушателям можно заранее раздать материалы;
  • преподаватель контролирует время;
  • дешевизна;
  • удобно, если присутствуют более 20 человек
  • легко забывается, поскольку нет обсуждения;
  • от преподавателя требуется высокий уровень лекторского искусства;
  • требуется быстрое восприятие слушателями
Групповое обсуждениеВыступление преподавателя при активном участии слушателей в форме вопросов и комментариев. Иногда преподаватель не требуется, однако необходим модератор
  • удобно, если слушатели разбиты на небольшие группы;
  • у каждого слушателя есть возможность высказать свои идеи;
  • могут родиться новые идеи
  • иногда слушатели отвлекаются от обсуждаемой темы;
  • некоторые преподаватели, модераторы или лидеры групп не умеют направлять дискуссию;
  • одна сильная личность может доминировать над остальными
Инсценировка ситуацийОписание реалистичной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей. Акцент при этом делают не на решении проблем, а на развитии навыков
  • эффективна, если ситуация схожа с реальной производственной ситуацией;
  • слушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе или дает возможность осознанно подкорректировать свое поведение;
  • способствует развитию навыков межличностного общения;
  • учит, как действовать в реальных ситуациях
  • не все слушатели могут «войти в роль»;
  • иногда слушатели не воспринимают происходящее всерьез;
  • некоторые ситуации нельзя инсценировать;
  • если инсценировки очень схожи с реальной жизнью, это может вызвать негативные реакции
Лабораторное обучениеИнсценируют ситуации и исследуют реакции слушателей, они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной манере
  • помогает слушателю определить причины его поведения;
  • помогает слушателю понять воздействие его поведения на других людей;
  • развивает взаимодействие внутри группы
  • людям может не понравиться информация об их поведении, особенно если она отрицательная;
  • может привести к конфликтам внутри группы;
  • может быть не связана с работой или неприменима к ней
Ситуационный анализПисьменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми руководителю пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают необходимое решение
  • ситуации обычно очень интересны;
  • группа активно обсуждает большое число разных решений, так как не существует единственно возможного и верного;
  • развивает умение слушателей эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать решение в реальной жизни
  • длительный метод обучения;
  • часто трудно отобрать подходящий случай для конкретного курса подготовки;
  • требуется большое умение и слушателей, и преподавателей, поскольку в противном случае дискуссии могут стать скучными;
  • может вызывать раздражение слушателей, особенно если они не могут прийти к конкретному решению
Управленческие игры (деловые игры)Слушателям предоставляют информацию об организации. Их разбивают на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его
  • развивает практические навыки;
  • помогает в передаче знаний и применении административных навыков;
  • помогает оценивать и исправлять поведение слушателей
  • часто трудно проанализировать последствия решений, принятых каждой группой;
  • некоторые группы могут не воспринимать это всерьез;
  • может оказаться очень длительным процессом
Моделирование (с помощью ПК)Аналогично управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений используют компьютер. Затем результаты действий слушателей оценивают и обсуждаютАналогично управленческим играм
  • аналогично управленческим играм;
  • довольно дорогостоящий метод;
  • трудно моделировать сложную систему
Обучение на природеНесколько сотрудников проводят в палатках на природе до семи дней, они испытывают себя на выживание и познают собственный потенциал творчества и взаимопомощиЛюди узнают о своих ограничениях и возможностях
  • очень дорогостоящий метод;
  • результаты могут оказаться неприменимы в реальной жизни
Обучение с «погружением»Имитируют ситуации, с которыми слушатели сталкиваются в повседневной работе. Ведут наблюдение за поведением слушателей в различных ситуациях. Слушателей оценивают на основе числа и качества принятых ими решенийЭффективно для принятия мер по исправлению недостатков или подкреплению достоинствТенденция к чрезмерному упрощению
Решение проблемУпрошенный вариант ситуационного анализа. Слушателям предоставляют основные элементы задачи, и они выясняют у преподавателей информацию, необходимую им для принятия решений
  • слушатели сразу получают отзыв преподавателя;
  • развиваются навыки контроля и управления при сборе информации и принятии решений
Необходим высокий уровень преподавательского мастерства при формулировке ответов
Обучение «в фойе»Оформляют помещение для обучения, которое по оборудованию и обстановке напоминает реальное производственное помещение, но изолировано от последнего, чтобы слушатели могли заниматься, не мешая производственному процессу
  • быстрый способ подготовки;
  • максимум практического навыка и информации
Очень дорогостоящий способ
СтажировкаСлушатели работают под руководством опытного преподавателя и получают более низкую заработную плату, чем рабочие
  • развивает специализированные навыки, например в механике, электронике и т. д.;
  • широкомасштабная подготовка
Длительный процесс
ПроектыАналогично методу группового обсуждения. Слушатели анализируют данные и сообща делают выводыПомогает слушателям узнать больше практической информации по данному вопросуПреподаватель должен уделять много времени обеспечению того, чтобы группа двигалась в нужном направлении
Обучение с использованием видеоОпределенные события или ситуации снимают на видео и сопровождают четкими описаниями. Клипы можно показывать несколько раз и подробно обсуждать
  • обеспечивается хорошее понимание вследствие многократного показа;
  • на один носитель можно записать большое число сюжетов;
  • поскольку известна продолжительность клипа, можно запланировать презентацию и обсуждения
  • съемками и режиссурой должны заниматься профессионалы, чтобы обеспечить высокое качество;
  • дорогостоящий способ
Ссылка на основную публикацию