PEST-анализ – инструмент для оценки внешних факторов, которые могут повлиять на деятельность организации. Методику PEST-анализа применяют, чтобы оценивать ключевые рыночные тенденции при разработке стратегии. Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.
Таблица. Матрица PEST-анализа
Политические факторы (P) | Экономические факторы (Е) |
Примеры:
– внутреннее законодательство (по отрасли); – международное законодательство; – трудовое законодательство; – влияние государства в отрасли. Как выявить политические факторы: – Когда в городе, области, стране будут проходить выборы? Как это изменит государственную или региональную политику? – Кто наиболее вероятные претенденты на власть? Каковы их представления о бизнесе? – Предполагаются ли изменения в законодательстве вашей отрасли? – Сможет ли грядущий закон или изменение в налогообложении повлиять на бизнес? Положительно или отрицательно? |
Примеры:
– экономическая ситуация; – ставка рефинансирования; – уровень инфляции; – курсы валют; – налогообложение; – стоимость внешних ресурсов (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации). Как выявить экономические факторы: – Насколько стабильна текущая экономическая ситуация? Есть ли тенденции к росту, застою или снижению? – Стабилен ли курс валюты? – Повышается или падает уровень дохода клиентов? – Есть ли у потребителей доступ к кредитованию? |
Социальные факторы (S) | Технологические факторы (T) |
Примеры:
– темп прироста населения; – средняя продолжительность жизни; – показатели миграции населения. Как выявить социальные факторы: – Каковы темпы роста населения, какой средний возраст? – Сможет ли смена поколений повлиять на то, что делает ваша компания? – Каковы уровни здоровья, образования и социальной мобильности населения? – Какие отмечаются изменения на рынке труда? – Как религия и различные образы жизни влияют на население? |
Примеры:
– развитие конкурентных технологий; – финансирование исследований; – адаптация новых технологий; – доступ к технологиям, лицензирование, патенты. Как выявить технологические факторы: – Есть ли какие-либо новые технологии, которые можно использовать в вашем бизнесе? – Есть ли какие-либо новые технологии на горизонте, которые могли бы радикально влиять на вашу отрасль? – У кого из конкурентов есть доступ к новым технологиям? – На каких областях правительство и учебные заведения фокусируют свое исследование? |