Основная цель подавляющего большинства видов бизнеса – получение прибыли. Но миссия компании не ограничивается стремлением к доходности. Она имеет более широкие основания, на которых строится имидж компании или предприятия, в том числе позиционирование на конкурентном рынке, отношения с клиентами и т. д.
Определение миссии необходимо по следующим причинам:
- достижение четкого понимания вектора стратегического развития предприятия;
- выбор и определение инструментов тактического поведения предприятия как хозяйственной единицы;
- выявление и определение целевой аудитории;
- определение основных требований к собственным услугам (товарам, сервису).
Каждое новое достижение предприятия или предпринимателя – всего лишь шаг к следующей ступени, уровню развития и, соответственно, к новым финансовым результатам, в то время как миссия (компании) – это не только новые горизонты, но и перманентное построение отношений с внешним миром.
Если компания имеет четкое представление о своей миссии, то, как правило, ее руководители способны трезво оценивать в любой момент времени свое реальное или перспективное положение на рынке:
- какие товары (услуги) предприятия нужны потребителям;
- на какую целевую аудиторию надо направить усилия своих маркетинговых служб;
- каковы конкурентные преимущества перед конкурентами в этом же сегменте рынка;
- насколько критичны «слабые стороны» компании, и есть ли перспективы выдержать конкуренцию.
Если они разделяют ее идеи и действительно считают полезной, то такие работники – уже не шестеренки в отлаженном механизме, а главные силы развития предприятия. Осознание этого факта в разы увеличивает отдачу и коэффициент полезного действия каждого человека в компании, что влияет на финансовый результат.
Как сформулировать миссию компании
Выработка миссии компании – сложная работа, требующая глубокого анализа возможностей, оценки перспектив и взаимодействия с разными аудиториями. Как правило, к составлению миссии привлекаются маркетологи, экономисты, финансисты, IT-сотрудники и технологи.
Более того, специалисты формулируют миссию компании отнюдь не за день. Порой этот процесс занимает месяцы. Все потому, что это стратегическое решение определяет вектор развития предприятия на годы и десятилетия вперед.
Ведущие компании, мировые бренды, как правило, очень редко меняют формулировки миссии. Они сформулированы давно, и общее у них одно: миссия – это самое последнее, что способно измениться, даже когда может меняться собственник, менеджмент, территория рынка и производства, даже название.
В частности, миссия корпорации Microsoft: «Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал» – не изменилась с момента создания компании в 1975 году и пережила все взлеты и падения крупнейшего мирового производителя программного обеспечения и техники.
Миссия IKEA, ведущей мировой торговой сети по продаже мебели и товаров для дома, звучит более скромно: «Улучшение повседневной жизни каждого». Впрочем, она настолько удачно сформулирована, что эти простые слова стали олицетворением качества и надежности производимой продукции и деятельности компании, заодно вознеся репутационный имидж шведской корпорации на недостижимую высоту.