Перечень дополнительных вопросов для собеседования
№ п/п | Вопрос | Цель вопроса |
1. Самооценка кандидата | ||
1.1 | Какие личные качества, по Вашему мнению, необходимы для успешного выполнения работы по данной должности?
Какими из этих качеств обладаете Вы? |
Выявить понимание кандидатом работы и того, что необходимо для выполнения поставленных задач. Сравнить ответ кандидата с правильным ответом и оценить его продуктивность |
1.2 | Какие из этих качеств Вы считаете, своими главными достоинствами и какие качества требуют дальнейшего развития? | Определить степень пригодности кандидата к данной должности. Сравнить полученные ответы с заранее подготовленным списком необходимых качеств (компетенций) специалиста данной должности (профессии) и сделать вывод по количеству совпадений |
1.3 | Приведите пример, связанный с Вашей настоящей работой, который бы демонстрировал Вашу… (указать качество, которое было названо кандидатом как главное достоинство) | Определить, насколько кандидат адекватно оценивает свои качества и свою роль в результате работы своего отдела, организации в целом; расходится или нет его мнение о себе с выводами, которые можно сделать из информации, которую он предоставил |
1.4 | Что Вы можете сказать о Ваших успехах до настоящего времени? Каким образом Вы могли бы улучшить Ваши успехи? | Выявить самооценку кандидата, его способность к решениям, объективность и эмоциональную зрелость |
1.5 | Считаете ли Вы себя успешным? Почему? | Выявить самомотивацию кандидата, организованность и настойчивость |
1.6 | Как, по Вашему мнению, Вас могли бы охарактеризовать бывшие коллеги? | Оценить объективность отношения к себе кандидата, для этого необходимо сравнить полученный ответ с имеющимися рекомендациями |
1.7 | Приходилось ли Вам использовать все свои способности при выполнении работы на предыдущем рабочем месте? | Выявить самокритичность и мотивацию кандидата, определить уровень развития навыков и знаний |
1.8 | Какими своими поступками и решениями Вы гордитесь? | Выявить, какие области работы представляются кандидату наиболее важными. Совпадают ли они с областями, которые считаются важными для предполагаемой работы |
1.9 | Что Вы считаете сильными и слабыми чертами своего характера? | Определить, завышена или занижена самооценка кандидата. Для этого используйте полученные ответы как возможность задать уточняющие вопросы, чтобы установить слабые и сильные стороны характера кандидата |
1.10 | Расскажите об обязанности, которую Вы выполняли с наибольшим удовольствием. Что Вы сделали для того, чтобы справиться с этой обязанностью? | Узнать, какой вид деятельности наиболее интересен кандидату, какие его черты характера и способности помогают справиться с работой. Эти сведения могут помочь в будущем выбрать правильный способ мотивирования |
1.11 | Расскажите о каком-нибудь проекте, который действительно взволновал Вас | Этот вопрос может быть связан с последующими вопросами, которые устанавливают, что случилось с проектом, как обернулось дело, какие возникли проблемы, как с этими проблемами справились и, что наиболее важно, привел ли очевидный энтузиазм кандидата к каким-либо недосмотрам или просчетам. Проанализировать ответы |
2. Способность ладить с другими людьми | ||
2.1 | Приходилось ли Вам прежде выполнять работу в команде? Как Вам это удавалось? Какие сложности возникали? | Выявить эмоциональную зрелость и подход кандидата к работе в коллективе, способы взаимодействия. Оценить лидерские способности кандидата (если они есть) |
2.2 | Какой процент от общего объема работ занимала самостоятельная работа? Вы предпочитаете работать в команде или самостоятельно? Почему? | Установить, насколько кандидат готов к самостоятельной работе |
2.3 | Расскажите о случае, когда Вам потребовалось понимание ситуации другого сотрудника, чтобы Вы могли выполнить вашу работу. Как Вы добились этого понимания и с какими проблемами столкнулись? | Выявить, насколько кандидат считается с точкой зрения другого лица, способен выслушивать мнение других людей и делать анализ |
2.4 | Как Вам удается добиться понимания других людей при работе с ними? Способны ли Вы предсказать их поведение? Приведите пример | Выявить способность кандидата к анализу и групповому взаимодействию. Чтобы оценить объективность ответа попросите привести примеры из практики |
2.5 | Какова Ваша роль в коллективе? Приведите пример командного выполнения задания. Какова была Ваша роль в этом задании? | Оценить уверенность в себе кандидата, как он оценивает собственную значимость и нужность |
2.6 | С какими категориями людей Вы взаимодействовали на предыдущих местах работы? | Установить различные уровни и (или) типы личностей, с которыми кандидат работал. Соотнести его опыт с предстоящими задачами в общении с новыми коллегами, клиентами |
2.7 | В каких ситуациях Вы меняли стратегию своего поведения в зависимости от оппонента? В чем это выражалось? | Установить гибкость кандидата и его диапазон знаний о поведении при работе с различными типами личностей |
2.8 | С какими людьми Вы лучше всего ладите? С какими людьми Вам трудно найти контакт? Как Вам удается наладить отношения с этими людьми? Расскажите о трудной ситуации, в которой Вы оказались с одним из таких людей, и что случилось. Какой урок Вы извлекли из этого опыта? | Сравнить ответы кандидата с имеющейся у Вас информацией о членах коллектива, с которыми предстоит работать кандидату. Проверить способность кандидата оказывать разрушающее влияние на коллектив. Проверить конфликтность и агрессивность кандидата |
2.9 | Какие трудности Вы испытывали в отношениях с людьми, биография и интересы которых отличались от Вашей биографии и интересов? | Перепроверить кандидата, если есть сомнения в искренности ответов на раннее заданные вопросы. Трудности есть у всех людей, и ответ о том, что нет трудностей, говорит о лжи кандидата или неадекватной самооценке |
2.10 | Что Вы чувствовали, когда поступили на Вашу последнюю работу и в первый раз встретились с сотрудниками? Как Вы с ними ладили? | Прошлые действия могут предопределять будущее поведение. Ответ может быть отражением того, что произойдет, когда кандидат поступит в организацию |
2.11 | Как Вы понимаете фразу «сотрудничать с коллегами»? | Дополнительно определить отношение кандидата к коллективной работе и обязанностям |
2.12 | Как бы Вы определили благоприятную рабочую атмосферу? | Уточнить, насколько определение соискателя является диаметрально противоположным вашему определению, ситуации, климату в организации |
2.13 | Расскажите о случае, когда при трудных обстоятельствах Вы сплотили коллектив? | Выявить готовность кандидата взять некоторую ответственность за благополучие отдела и рабочего коллектива |
2.14 | Расскажите о случае, когда рабочий коллектив распался. Почему это произошло? Что предприняли Вы? | Выявить, приложил ли кандидат старание для сплочения коллектива, кто, по его мнению, был прав, лоялен ли он к прошлой организации |
3. Аналитические способности, степень стрессоустойчивости, умение быстро восстанавливать силы | ||
3.1 | С какими сложными проблемами Вы сталкивались на Вашей работе? Расскажите о какой-нибудь сложной проблеме, с которой Вы столкнулись | Выявить, осознает или нет претендент сложности и нюансы данной профессии. Сделать выводы об умении кандидата делать анализ ситуации и о его способности контролировать процесс, быстро восстанавливать физические и душевные силы, об уровне эмоциональной зрелости. Умеет ли он работать в команде, обращаться за помощью и т. д. |
3.2 | Что именно для Вас было трудно выполнить в работе? Почему это оказалось для Вас трудным? Куда (или к кому) Вы обратились за помощью? Как Вы решили эту проблему? В каких случаях (когда?) возникает эта ситуация наиболее часто? | |
4. Принятие решений | ||
4.1 | Какие решения для Вас являются наиболее трудными? | Получить представление об эмоциональной зрелости и о том, в каких областях соискатель может быть нерешительным |
4.2 | Расскажите о случае, когда потребовалось принять быстрое решение | Выявить, какие действия кандидат предпринял для решения задачи, как он оценил и отреагировал на ситуацию |
5. Организационные способности, умение распределять рабочее время и энергию | ||
5.1 | Расскажите о выполненной работе или программе, когда Вам пришлось собирать информацию из большого количества разных источников, а затем что-то создать на основе полученной информации | Выявить способность кандидата планировать программы и распределять имеющееся время таким образом, чтобы это могло обеспечить успешное завершение работы. Узнайте о письменных и устных навыках кандидата, его творческих способностях, умении планировать |
5.2 | Как Вы организуете и планируете свое рабочее время? | Выяснить, проявляется ли у кандидата логическая подготовленность, логический подход к планированию и выполнению основных задач, а также работа в обратном направлении для отработки ключевых моментов поставленной задачи |
5.3 | Устанавливаете ли Вы для себя цели? Расскажите о важной цели, которую Вы установили недавно. Что Вы сделали для того, чтобы ее достичь? Всегда ли Вам удается достичь своей цели? | Выявить решительность и желание кандидата выполнять важные задания, его целеустремленность и гибкость в решении поставленных задач |
5.4 | Расскажите о случае, когда Вам не удалось достичь цели | Проверить, как человек переносит неудачу, насколько он зависим от мнения окружающих и подвержен смене решений и настроения |
5.5 | Каким образом Вы организуете работу над несколькими задачами? Над сколькими задачами Вам комфортно работать одновременно? | Определить предпочтения кандидата в разнообразии в работе, умение решать параллельно несколько задач, совмещать задачи и расставлять приоритеты, планировать свое время и т. д. |
5.6 | Опишите Ваш типичный рабочий день. С какими проблемами Вы обычно сталкиваетесь при выполнении работы? | Выяснить, как претендент умеет распределять свое рабочее время и энергию |
5.7 | Опишите работу, которая потребовала больших затрат энергии в течение долгого времени. Что придало Вам сил довести работу до конца? | Выявить, настойчив ли кандидат, как он умеет сохранять рабочий настрой, оценить его подход к работе и трудностям в напряженных условиях. Определить, останется ли претендент хладнокровным и выполнит ли работу до получения нужного результата |
5.8 | Расскажите о случае, когда авральная ситуация заставила Вас перестроить свой план работы | Выявить гибкость кандидата, его желание при необходимости работать дополнительные часы и способность изменять направление работы без нервных срывов |
5.9 | Сколько часов в неделю, по Вашему мнению, необходимо работать, чтобы качественно выполнять все предстоящие обязанности? | Выявить ориентацию на выполнение задач и достижение цели у кандидата. Сверить количество часов с требуемым |
5.10 | Потребуются ли сверхурочные часы работы для выполнения поставленных задач? | Сделать анализ умения кандидата распределять правильно свое время и энергию для решения текущих задач, а также отношения кандидата к сверхурочным часам работы |
5.11 | Как Вы планируете свой день? | Выявить умение соискателя распределять и организовывать свой рабочий день |
5.12 | Доводилось ли Вам внедрять новые методы (способы) работы? Как Вы добились одобрения своего метода? | Выявить творческие способности кандидата, а также его способности к систематизации, рационализации и т. п. |
6. Хладнокровие, стрессоустойчивость | ||
6.1 | Вспомните о стрессовой ситуации, когда дела вышли из-под контроля. Почему это произошло, и какова была Ваша роль в цепи событий? | Проанализировать стрессовое состояние претендента, напряжение и хладнокровие в экстремальной ситуации. Выяснить, кого винит кандидат в возникновении такой ситуации: себя или окружающих |
6.2 | Какая ситуация была для Вас наиболее трудной? Какое напряжение Вы испытывали и как реагировали? | Проанализировать, какие ситуации вызывают у соискателя стресс и недовольство, насколько эти чувства глубоки и могут ли они помешать выполнению работы. Выявить эмоциональную зрелость кандидата |
6.3 | Как Вы поступаете, когда Вам приходится выполнять большую работу за короткое время? Что Вы при этом ощущаете? | Оценить, способен ли кандидат решать поставленные задачи в стрессовых ситуациях и высоком ритме, будет ли для него это комфортно и реально |
6.4 | Расскажите о задаче, над которой Вы начали работать и не смогли закончить в срок | Проверить кандидата на честность (у всех в работе бывают промахи, расскажет ли о них кандидат). Оцените испытываемое претендентом состояние неловкости |
6.5 | Есть ли в Вашей практике случаи, когда Вы вернулись к неудачному проекту, чтобы еще раз попробовать реализовать его? Почему Вы так поступили, и что из этого получилось? | Выяснить целеустремленность кандидата, умение делать анализ ситуации, гибкость, умение принимать решение и отпускать ситуацию |
7. Мотивирование | ||
7.1 | Что Вы предприняли, чтобы стать более эффективным в Вашей должности? | Уточнить, насколько важной претендент считает свою карьеру и какие меры он предпринимал для своего повышения |
7.2 | Сколько времени Вам потребуется, чтобы внести свой вклад в общее дело? | Уточнить соответствие кандидата требованиям руководства со своими желаниями и возможностями, как он оценивает ситуацию, какие задает уточняющие вопросы |
7.3 | Почему Вы в Вашем возрасте не получаете более высокого оклада? | Проверить хладнокровность и эмоциональность ответа кандидата на вопрос. Оценить величину стресса кандидата. Это даст возможность сделать вывод об удовлетворенности кандидата своей работой и силе желания материального вознаграждения |
7.4 | Как долго Вы планируете работать в нашей организации? | Оценить планы кандидата на профессиональное будущее в организации |
7.5 | Как Вы относитесь к командировкам и разъездному характеру работы? | Определить желание и готовность кандидата совершать поездки в соответствии с требованиями к вакантной должности |
7.6 | Как Вы определяете успешную карьеру? Считаете ли Вы свой карьерный рост успешным? | Определить, приложит ли будущий сотрудник необходимые усилия для занятия и удержания вакантной должности. Оценить, как долго кандидат останется доволен работой, через какой период времени ему потребуется новый скачок в карьере |
«Перечень дополнительных вопросов для собеседования»